Профессия — риелтор

15.06.2006

Нельзя не признать, что точка зрения “все риелторы жулики” в обществе витает. Так думают, разумеется, не все, но многие. И подогревают подобные настроения СМИ — это и газеты и телевидение, не так давно показавшее сериал “Риелтор”.

Что противопоставляют такой точке зрения риелторы? Кажется, они вообще не очень любят эту тему. Если же назойливо, на грани неприличия, начинать выспрашивать, то обычно аргументация сводится к тому, что преступники бывают любых профессий, и нечто предосудительное, совершенное одним человеком, не должно бросать тень на прочих. Например, если убийцей оказался музыкальный критик, то мы не начинаем считать всех музыкальных критиков душегубами. К риелторам следовало бы подходить с тех же позиций…

Однако Наталья Ветлугина, зам. генерального директора компании “Новый город”, считает, что отчасти риелторские компании сами виноваты в отношении к ним. По ее мнению, улучшить ситуацию с имиджем риелторов должна жесткая фильтрация новых сотрудников. “Когда я вижу в объявлении, что на работу принимаются люди от 24 до 55 лет, с образованием “не ниже среднего”, меня это приводит в ужас. Нужна жесткая система сертификации – как на уровне компании, так и работающих в ней специалистов. Ты должен иметь офис, твоя деятельность должна быть застрахована. Плюс некое регулярное обучение специалистов. Причем все это должно стоить значительных денег – по несколько тысяч долларов на человека. Только так можно гарантировать, что сертификацию пройдут лишь серьезные компании, с намерениями работать на рынке долго”, — говорит Ветлугина.

Есть и другая проблема — существующие сейчас системы сертификации никак не отвечают этим требованиям. Вопросы, на которые необходимо ответить, таковы, что для человека с высшим образованием и адекватным культурным уровнем не проблема ответить на 27 из предложенных 30. Это без дополнительной подготовки. “А чтобы ответить на все, нужно готовиться два дня. Сдать такие “экзамены” – не проблема. Система должна быть построена как-то иначе”, — говорит Наталья Ветлугина.

И, наконец. Ни в одной профессии (если, разумеется, говорить о профессиях легальных, не относя к этим категориям киллеров и квартирных воров) новичков не учат обманывать людей. В риелторских компаниях (легальных, зарегистрированных) – случается. Есть в Москве агентство – крупнее некуда, где “курс молодого бойца” состоит, по сути, в одном предмете: “как развести лоха на деньги”. Называть эту компанию я по понятным причинам не буду – в Интернете каждый может узнать ее самостоятельно за пять минут.

Риелтор оказывается перед выбором: получить двухчасовую лекцию о том, как мало получает сегодня кандидат наук либо … соврать
Есть, однако, и другая сторона медали. Рядовой российский (бывший советский) потребитель привык к бесплатному сыру. Если человек получает $300 в месяц, то гонорары риелторов кажутся ему огромными. Открыто объявить такому гражданину, что услуги риелтора обойдутся в несколько тысяч долларов просто невозможно: он уверен, что 1000 рублей – это очень много, и за эту сумму все должны танцевать вокруг него польку-бабочку. Такой потребитель, кстати, в упор не видит разницы между выручкой и доходом: в его понимании все, что он заплатил, получит жучила-маклер. То, что агентству нужно заплатить еще за аренду помещения, свет, телефон, разместить рекламу, его не касается. Риелтор оказывается тут перед невеселым выбором: либо открыто озвучить свои комиссионные и получить в ответ двухчасовую лекцию о том, как мало получает сегодня кандидат наук (риелтор, что ли, в этом виноват?!), либо назвать сумму, которая устраивает клиента, и постараться стянуть потом еще что-нибудь сверху. Что выбрать? Каждый решает для себя.

И еще пара наблюдений по теме. Те, кто говорят о нечестности риелторов, все равно прибегают к их услугам. Казалось бы, если за работу просят слишком много, а сама работа яйца выеденного не стоит – сделай все сам. Но нет – пользуются и плачут. Тут напрашивается аналогия с программными продуктами Microsoft – о том, какую дрянь выпускает Билл Гейтс, говорят все. При этом все используют эти программы – но как правило, пиратские… А во-вторых, на дорогом рынке, где и цены квартир, и размеры комиссионных риелторов больше в десятки раз, разговоров о том, что риелторы жулят, практически нет. Люди с деньгами торгуются – жестко, умело – но при этом ценят свое и чужое время и понимают, что даром никто работать не будет.

Пока “сотрудник банка” звучит лучше, чем “риелтор”
Виталий Новиков, заместитель генерального директора по маркетингу компании “Пересвет-Недвижимость” тем не менее считает, что ситуация с имиджем профессии риелтора сегодня складывается вполне благоприятно. “Что до сериальных образов, то ответственность за них лежит целиком и полностью на совести их авторов, которым всегда хочется “жареного”. Можно, например, вспомнить о милиционерах, священниках, врачах, которые в телевизионных сериалах порой представляются просто уголовниками, или о бандитах, представляемых несчастными и порядочными людьми”, — говорит Новиков.

Сергей Лупашко, президент группы компаний “Рескор”, также не считает, что есть сегодня проблема негативного отношения к риелторам. “О росте популярности профессии я сужу по тому, кто приходит к нам работать. Были времена, когда люди в специалисты по недвижимости просто не шли – это считалось непрестижным, даже позорным. Сейчас мы уже ушли от этого, и наши новые сотрудники – совсем другие люди. Это уже не те, кто разуверился в себе и во всех существующих в мире профессиях, а современные, мобильные люди. Конечно, пока “сотрудник банка” звучит лучше, чем “риелтор”. Но мы работаем над повышением имиджа, в том числе и через наши профессиональные объединения – МАР, РГР”, — комментирует ситуацию Лупашко.

Не надо также забывать, что профессия риелтора появилась у нас относительно недавно, и определенный негативный имидж связан со временем ее появления. Само слово “риелтор” появилось в начале девяностых годов, когда весь бизнес в нашей стране был достаточно криминализирован. В настоящее время негатива вокруг профессии риелтора стало гораздо меньше. У серьезных компаний уже сложился свой образ профессионалов на рынке недвижимости, носителем которого становится каждый ее сотрудник.

Новиков считает, что негатив исчез бы гораздо быстрее, если бы в свое время не отменили лицензирования этой деятельности. “Сегодня около 60% предложений на рынке исходят от частных маклеров, и именно они сейчас формируют имидж профессии. Назовите себя завтра врачом или милиционером – долго ли вы “проработаете” после этого на воле? А отсутствие лицензирования позволяет вам завтра пойти и сказать, что Вы риелтор, а послезавтра, получив деньги от доверчивого клиента, исчезнуть” , — резюмирует он.





Все статьи



Бесплатная оценка квартиры онлайн

Горячие предложения

город Москва,  Котельническая набережная, д.1/15 к.А
3-комнатная квартира
город Москва, Котельническая набережная, д.1/15 к.А
Таганская
72,0 млн.руб.
Все предложения

Rambler's
Top100
Продажа квартир: ЦАО СВАО ВАО ЮАО ЮВАО ЮЗАО ЗАО СЗАО САО