Конфликт вокруг поселка Бутово. Хроника событий и комментарии причастных лиц.

22.06.2006

Конфликт вокруг поселка Бутово и еще нескольких подобных поселков, находящихся на территории Москвы, длится уже не первый год.
       Суть его в том, что столичные власти в рамках проектов реконструкции и развития приняли ряд решений о замене, как упоминается в документах, «ветхих малоэтажных» строений бывших деревень, попавших к текущему моменту в черту города, на многоэтажные жилые застройки.
       В частности, согласно принятому еще в июле 2001 года постановлению правительства Москвы № 666-ПП «О градостроительном плане развития территории Юго-Западного административного округа до 2020 года», предусматривается увеличение общей площади жилищного фонда на шесть миллионов семьсот тысяч квадратных метров общей площади за счет нового строительства, в том числе «после сноса 1—2-этажной застройки поселка Бутово».
       На практике это и последующие распоряжения мэрии и префектуры района, в которых упоминались уже конкретные адреса домов поселка Бутово, назначенных под снос и отселение, стали своеобразной проверкой на способность нынешней власти договариваться с каждым отдельным человеком.
       Катализатором нынешнего витка противостояния стало подкрепленное силами ОМОНа исполнение решения Зюзинского межмуниципального суда Москвы (вынесено судьей Татьяной Соленой) по иску префектуры с формулировкой «о предоставлении земли на муниципальные нужды».
       В апреле 2004 года принято постановление правительства Москвы № 837-РП «Об изъятии для государственных нужд земельных участков, попадающих в зону строительства на территории поселка Бутово». В этом документе на компанию ОАО «Москапстрой» возлагается обязанность «заказать… независимую оценку убытков, подлежащих возмещению», «обеспечить выплату… компенсации» и «согласовать с собственниками, землевладельцами и землепользователями» форму компенсации — денежная или путем предоставления жилых помещений.
       Оценивать землю «Москапстрой» поручил своему дочернему предприятию — «ТУКС-4», нанявшему в качестве оценщика связанную с «оборонкой» компанию «Секция «Инженерные проблемы стабильности и конверсии». По словам префекта Юго-Западного округа Москвы Алексея Челышева (пресс-конференция от 16 июня 2006 года), эта земля была оценена по 5—10 тысяч долларов за сотку. Между тем однокомнатная квартира в доме (улица Кадырова, дом восемь), в котором обещали предоставить «компенсационную» (и тоже однокомнатную) квартиру Прокофьевым, по данным агентства недвижимости «Рескор», стоит от 115 до 135 тысяч долларов, что сравнимо только со стоимостью компенсации за землю по цене, объявленной префектом.
       А как в таком случае быть с жилплощадью, за которую, если верить законодательству Москвы, должна быть отдельная компенсация? Согласно декабрьской 2004 года редакции московского закона «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения», собственникам предоставляется «предварительное и равноценное возмещение», то есть с тем же количеством комнат и той же рыночной стоимостью, а несобственникам — в соответствии с нормами предоставления жилья (то есть не менее 18 квадратных метров на человека).
       У семьи Прокофьевых — собственность смешанная (то есть приватизированная частично). В то же время несколько поколений семьи живут на Богучарской, 19, уже около 60 лет, а, согласно Гражданскому кодексу, недвижимость, находящаяся в пользовании в течение лишь 15 лет, если на нее за это время не предъявлены ничьи права, является собственностью тех, кто ею в этот период пользовался.
       По закону все соглашения о перечисленных компенсациях должны скрепляться договором (по словам Прокофьевых, они никаких бумаг пока не подписывали), а при возникновении споров о размерах возмещения оценщика может нанять любая сторона — то есть не только выселяющая, но и выселяемая. Однако для того, чтобы жильцы пригласили своего оценщика, им требуется время, а не ОМОН. Между тем пункт 8 распоряжения самого префекта о переселении бутовцев противоречит решению суда и самой префектуры о выселении, так как постановляет «проводить работу с жителями сносимых домовладений пос. Бутово в целях достижения соглашений о выкупе недвижимого имущества для государственных нужд». Зря префект пришел «проводить работу» с ОМОНом.
       Зря жители дождались ОМОНа, за шесть лет не занявшись оформлением своих прав…
       
       
Комментарий застройщика
       
       Олег РЕВЯКИН, вице-президент по строительству компании-генподрядчика «Моспромстройматериалы»:
       По плану постройки в Южном Бутове уже построено нами 6 домов. Это дома серии П-46-м. Панельные. Серия рассчитана на муниципальное жилье. Полностью. Мы выиграли государственный контракт на строительство этих домов. В районе улицы Богучарская и других будут строиться такие же муниципальные дома. Под переселение очередников Москвы. О том, что будут строиться какие-то элитные дома и частные коттеджи говорят определенные люди, а другие это хотят услышать. Но есть утвержденный план на строительство 2-й и 3-й очереди муниципального жилья. Ни одной коммерческой квартиры нет и не планируется.
       
       
Комментарии экспертов
       
       Анатолий КУЧЕРЕНА:
       — Да, суд вынес решение изъять земельный участок и передать его Москве, а Прокофьевым — предоставить квартиру в том же районе. Однако квартиру эту предоставили на странных условиях: ее не передали в собственность, а предоставили «по распоряжению префекта». Это означает, что квартирой Прокофьева распоряжаться не может, не может ее приватизировать, завещать и тому подобное. Во-вторых, она все еще зарегистрирована в доме по улице Богучарская, 19, судебный пристав почему-то не выписал ее, хотя должен был это сделать. Получается, что дом будет снесен, а Прокофьева фактически становится лицом без определенного места жительства. Это, мы считаем, недопустимо. Есть и третий момент: земля изымается не по постановлению правительства Москвы, а по его решению. Важно различать эти формулировки. Помечу: во втором случае мы имеем дело с простым административным решением правового вопроса. Хотя такие вопросы должны решаться коллективно, после чего выносить только соответствующее постановление — ничего другого здесь быть не может.
       Сама Прокофьева не может согласиться с тем, что они с взрослым сыном будут жить в одной комнате. Ее условия — две однокомнатные квартиры или одна двухкомнатная — вполне резонны. Плюс, конечно, нужна обязательная в таких случаях компенсация за плодово-ягодные деревья, с которых Прокофьева имела прибыль. Эта процедура — самая обыкновенная и простая, но ее тоже не осуществили. Поэтому не стоит раздувать выводы до топорного: мол, она слишком много хочет. Ее требования законны.
       
       Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Государственной Думы, специалист в области жилищного права считает, что:
       — Единственная возможность разрешения ситуации в Южном Бутове — это приостановка судебного решения о выселении жильцов. Потому что данное судебное решение противоречит статье 49 Земельного кодекса РФ, согласно которой изъятие недвижимости у граждан возможно только в исключительных случаях для государственных нужд (например, на нужды обороны. — Прим. ред.)
       
       
Комментарии префектуры
       
       Елена НИКИФОРОВА — замначальника Управления по связям со СМИ префектуры ЮЗАО:
       — Застройка ведется по городскому заказу. Здесь будет построено муниципальное жилье для ветеранов, переселенцев, военных, будут построены школы. Компания ТУКС-4 (ее управляющая организация — «Москапстрой» — заказчик по строительству на месте поселка Ю. Бутово новых домов) выбрала оценщиков. Ими стали эксперты из АНО «СИП РИА». Не во власти префекта приостанавливать решение суда. Оно исполнено службой судебных приставов, в нем сказано: «Выселить семью Прокофьевых из дома по ул. Богучарской на жилую площадь по ул. Кадырова». В собственности Михаила Прокофьева было 8 сотых домовладения, что составляет 13 квадратных метров жилой площади. Земельный участок — 285 квадратных метров.
       В моральном плане можно понять жильцов. Они говорят: весна, самые работы на земле. Они 60 лет прожили на ней. Да, тяжело, их можно понять. Но мы никого не сгоняем. И Прокофьевым предлагались разные варианты: две отдельные однокомнатные квартиры. Сыну Михаилу — квартиру в собственность, а матери (как только лишь зарегистрированной на этой площади) — 1-комнатную квартиру по социальному найму с возможностью встать на учет на улучшение условий жилья. Московский закон 22 позволяет ставить на очередь тех, кто проживает в домах без канализации, и тому подобное. Им еще предлагалась 2-комнатная квартира по соцнайму с выплатой денежной компенсации за землю и посадки с учетом упущенной выгоды. Она бы составила около 700 тыс. рублей. Они не согласились. Другой семье — Поповым—Копыловым — мы предлагали 9 вариантов, но они тоже не согласились, и тогда нам пришлось обращаться в суд.
       
       Виктор ШИРИНКИН, руководитель Центра экономико-правовой экспертизы собственности АНО «СИП РИА»:
       — Мы делали оценку в соответствии с 281-й ст. Гражданского кодекса — определяли выкупную цену за земельные участки для государственных и муниципальных нужд. Это рыночная стоимость участка плюс стоимость недвижимости на участке и убытки, включая упущенную выгоду.
       Официальных данных о стоимости сотки в этом районе нет. У нас же рынок. На открытом рынке стоимость колеблется от 6 до 17 тысяч долларов за сотку. Выкупная цена определялась на разные даты, на разный период. Мы ее определяли на прошлый год. В соответствии с законом оценка действительна в течение шести месяцев с даты выпуска отчета (как быть с повышением цен на землю и недвижимость в этом случае, не совсем понятно. — Прим. ред).
       Люди прожили больше 15 лет и имеют по закону право собственности на жилье. Мы при оценке исходили из этого. Ну а то, что собираются делать власти, — платить компенсации или нет, это решать им.
       
       
Заявление Правительства Москвы
       
       Переселение жителей из ветхих деревянных домов поселка Бутово в городские квартиры происходит в полном соответствии с процессуально-правовыми нормами. Между тем некоторые СМИ пытаются представить сложившуюся ситуацию как силовые действия московской администрации против жителей города.
       Правительство Москвы официально заявляет, что нет никакого конфликта между исполнительной властью города и его жителями. Есть решение судов о выселении людей из ветхих строений поселка Бутово и исполнение этих решений силами судебных приставов. Власти города являются одной из сторон судебных решений, но не их исполнителями.
       Ранее с подавляющим большинством переселяемых семей Правительство Москвы достигло договоренностей и получило их полное согласие на переселение. Взамен сносимых ветхих строений город предоставляет людям жилые площади, которые в несколько раз превосходят имевшиеся у них. Тем не менее некоторые жители Бутова подали иск в суд, который вынес решение в пользу переселения.
       Правительство Москвы отдает себе отчет, что в основе возникшего конфликта интересов лежит священное право частной собственности граждан. Правительство Москвы полностью признает право граждан на частную собственность и не подвергает его сомнению.
       Единственно возможной формой разрешения подобных конфликтов является суд, а не уличные беспорядки. Однако некоторые СМИ пытаются перевести вопрос из юридической сферы в эмоциональное поле. В ситуацию уже вовлечены некоторые члены Общественной палаты РФ.
       Правительство Москвы выступает за разумное, взвешенное и цивилизованное решение проблемы в рамках закона и общественно-правовых норм. Нельзя создавать прецедент решения такого сложного вопроса, как вопрос собственности, на основе индивидуальных представлений о справедливости отдельных граждан.
       Правительство Москвы принимает к сведению деятельность отдельных членов Общественной палаты РФ и позицию, которую они занимают в данном конфликте интересов, и выражает надежду, что Общественная палата разберется в сути конфликта, изучит историю вопроса и сделает квалифицированные, а не эмоциональные выводы на основе всех имеющихся материалов и законов Российской Федерации.
       Правительство Москвы официально заявляет, что никаких силовых действий против людей не ведет. Правительство Москвы всегда отстаивало интересы всех жителей Москвы. Ежегодно город строит около 5 млн кв. м жилья, из которых около 2 млн кв. метров — социального. И тем не менее в очереди на бесплатное жилье сегодня стоит около 200 тысяч семей.
       Правительство Москвы сделает все возможное для улучшения жилищных условий очередников, в том числе и жителей поселка Бутово.
       
       
Из заявления Московской городской думы
       
       «В течение последних дней внимание ряда средств массовой информации привлечено к ситуации, вызванной переселением жителей из частных домов в поселке Бутово в современные, многоэтажные дома.
       В этой связи Московская городская Дума считает необходимым заявить, что… конфликта в настоящее время нет, поскольку он исчерпан судебным решением, вынесенным от имени Российской Федерации на основании закона. Исполнение судебного решения, вступившего в законную силу, осуществляет федеральная служба судебных приставов, но не городские органы власти.
       В городе и за его пределами хорошо известна последовательная и целенаправленная работа органов государственной власти Москвы по улучшению жилищных условий москвичей.
       К сожалению, в процессе этой работы приходится прибегать и к такой вынужденной мере, как переселение. Понимая неизбежность такой меры, Московская городская Дума вместе с тем стремится свести к минимуму ее издержки, всемерно защитить московскими законами конституционные права и свободы человека и гражданина в жилищной сфере. <…>
       Очевидно, что даже самый совершенный закон не может полностью обеспечить совпадение интересов развития города и отдельных его жителей. Но в правовом государстве нет иного пути для разрешения конфликтных ситуаций, кроме обращения в суд и выполнения судебного решения. Это относится не только к гражданам, но в полной мере и к органам государственной власти. <…>
       

       Константин ПОЛЕСКОВ, Дарья ПЫЛЬНОВА, Дмитрий ШКРЫЛЕВ



Источник: Новая Газета


Все статьи



Бесплатная оценка квартиры онлайн

Горячие предложения

город Москва,  Котельническая набережная, д.1/15 к.А
3-комнатная квартира
город Москва, Котельническая набережная, д.1/15 к.А
Таганская
72,0 млн.руб.
Все предложения

Rambler's
Top100
Продажа квартир: ЦАО СВАО ВАО ЮАО ЮВАО ЮЗАО ЗАО СЗАО САО